«Граф Монте-Кристо» (2024)
Фильм «Граф Монте-Кристо» выходит в прокат 19-го сентября 2024-го года.
Дорогой мести
Фильм «Граф Монте-Кристо» (The Count of Monte-Cristo, 2024) - редкий свежий блокбастер, хотя и европейский, но доступный к просмотру на большом экране в России по официальной лицензии от создавшей картину студии.
Роман «Граф Монте-Кристо» – одно из самых знаменитых произведений Александра Дюма-отца наравне с «Тремя мушкетерами». Во многом автору удалось не только создать увлекательный и до сих пор приключенческий сюжет, но и передать контекст истории начала XIX века. Здесь можно вспомнить, что сам отец писателя успел и в Республиканской Гвардии послужить в 1790-х, а, разочаровавшись в новых порядках, стал Бонапартистом. Свое известное произведение его сын писал в 1841-1844 гг., пока французы все не могли окончательно определиться, лучше ли им стало без абсолютной монархии или хуже.
Во время лодочных прогулок с сыном Наполеона Бонапарта, Луи, он проплывал мимо острова Монте-Кристо и пообещал упомянуть его в книге, а, в итоге, вынес его в ее название. Путь к известности у романа был длинным. После публикаций в журналах в виде книги автор его издал только в 1857-м году, а уже десятилетия спустя последовали переводы на все языки мира, включая японский и китайский. По мотивам произведения сняли более 20-ти фильмов «Граф Монте-Кристо» и еще больше сериалов. Они выходили в Мексике, Португалии, Турции, Венесуэле, Южной Корее и других странах Азии, но чаще всего к материалу обращались сами французы и их соседи-итальянцы.
Среди всех адаптаций была и советская в формате мини-сериала с Виктором Авиловым, который и в наших «Трех мушкетерах» успел сыграть, хотя там злодейскую роль. Была, конечно же, и достойная французская версия с Жераром Депардье и Орнеллой Мути тоже в качестве мини-сериала. В списке зарубежных экранизаций многим известен фильм «Граф Монте-Кристо» 2002-го года с Джимом Кавизелом и Гаем Пирсом с немалыми сборами в прокате на те времена, хотя после только вышедшего фильма тот старый американский кажется наивным студенческим спектаклем.
Новая экранизация «Граф Монте-Кристо» создавалась уже в 2020-х и довольно известной французской командой. Относительно молодой продюсер Димитри Рассам ранее привлекал тех же сценаристов Александра де Ла Пательера и Матье Делапорта к адаптации «Трех мушкетеров» в двух недавних фильмах «Д’Артаньян» и «Миледи», которые вполне могут дополнить до трилогии или даже квадрологии в ближайшие пару лет.
Эти современные картины отличал огромный бюджет. Десятки плотников рубили и строгали в Париже декорации старой Франции, где выстраивались целые улицы и дорогостоящие интерьеры. Хотя бюджет на производство едва окупился, можно вспомнить о том, что Франция, как и Россия, масштабно поддерживает государственными деньгами национальное кино, поэтому никаких убытков у создателей не возникло. Напротив, они хорошо заработали, в т.ч. на продаже прав на телевидение и онлайн-кинотеатрам, а также заметно прославились в европейской индустрии кино.
С картиной «Граф Монте-Кристо» (2024) троица пошла еще дальше и создала самый дорогой французский фильм текущего года. Бюджет составил около 45 млн. долл. США. Для Америки – это средства, необходимые для производства среднего ужастика, но для Европы – это колоссальные деньги, делающие фильм событием в местном кинематографе.
По традиции, Димитри Рассам и режиссеры, которыми оказались сами сценаристы Пательер и Делапорт, в кастинге совместили опытных французских актеров с молодыми, но уже звездами европейского кинематографа.
Напомним, в основе сюжета фильма «Граф Монте-Кристо» – история моряка-француза Эдмона Дантеса, которого в день свадьбы с возлюбленной Мерседес ложно обвинили и заточили навечно в островной замок Иф. Там он познакомился с другим заключенным – итальянским аббатом Фариа, который не только помог ему выбраться (в самых разных смыслах), но и рассказал о великом сокровище. На свободе Дантес отыскал клад и стал графом Монте-Кристо, мечтая отомстить трем знакомым, которые упекли его в тюрьму – прокурору Вильфору, другу детства и военному Фернану, а также бывшему напарнику по судну Данглэру. За время его нахождения в тюрьме все трое возвысились, разбогатели, а Фернан женил на себе Мерседес, и у них появился сын.
Новая экранизация довольно-таки сильно отличается от оригинального романа, несмотря на трехчасовой хронометраж. Очевидно, авторы рассматривали возможность сделать двухсерийный кинофильм, как с «Мушкетерами», которые снимали 150 дней подряд, но у них не нашлось такого количества средств для последующего сиквела, поэтому часть событий опустили, другие скомкали, усилили дух приключенческой истории, добавили новых героинь в расчете на то, что новые зрители могли и роман не читать, но, в принципе, успеха добились.
11 минут хлопали зрители показу фильма «Граф Монте-Кристо» на Каннском фестивале, который там демонстрировался вне конкурса. Затем он прокатился по разным смотрам, а на некоторых местечковых уже обзавелся первыми наградами. Франция включила картину в свой шорт-лист в заявке на будущий «Оскар», куда входят еще всего 3 работы других создателей.
Только во Франции фильм посмотрели 8 миллионов зрителей, и это – большое для страны достижение. Тем более, при 3-х часовом хронометраже, на который в кино решаются разве что индийцы да Питер Джексон с историями про Средиземье. Ведущие актеры активно поддерживают картину в социальных сетях и гордятся ее успехом.
Сборы уже достигли 72 млн. долл. США, а в некоторых странах, например, в России картина только вышла, т.е. прокат продлится в мире еще не один месяц. В октябре она доберется до США, где ее ждет ограниченное число показов, т.к. французское кино там не особо жалуют. Все же успех авторов фильма «Граф Монте-Кристо», как минимум коммерческий, – налицо. Зрители деньгами проголосовали «за» яркое кино в исторических декорациях, несмотря на то, что даже Ридли Скотту нечасто удается отбить бюджет на подобных историях.
Возможно, «Графа Монте-Кристо» спасло не только известное произведение в основе, но и то, что сценаристы заметно усилили акценты на элементах приключений и романтики, продюсеры позаботились о гармоничном кастинге, а декораторы скрупулезно выстроили атмосферу высшего света Франции времен заточения Наполеона на Эльбе.
Интересной особенностью романа стало то, что примерно с 1815-го года за счет многолетнего заключения Дантеса действие перенеслось во времена уже после окончательного поражения императора после возвращения к власти. Непременно хочется остановиться на том, как в фильме «Граф Монте-Кристо» заметно авторы преобразили оригинальный сюжет Дюма-отца. К примеру, в фильме изначально Данглэр (Патрик Милле) – уже не напарник, а капитан корабля, а Дантес первым делом спасает из шторма Анджель, которая оказывается агентом Бонапартистов и сестрой прокурора Вильфора. Именно ее письмо служит основой обвинения троицы заговорщиков против Дантеса (Пьер Нинэ).
Купец Моррель (Бруно Рафаэлли) за спасение девушки производит Дантеса в капитаны. Линию Морреля заметно «порезали» в сюжете, и он даже не доживает до выхода Эдмона из тюрьмы, хотя в оригинале герой помог ему спастись от банкротства и наладить финансовые дела.
Историю с финансовыми махинациями посредством газет (обновили с телеграфа) связали в фильме «Граф Монте-Кристо» с персонажем Лорда Галифакса, выдуманным Дантесом, который с помощью масок предстает в самых разных лицах перед своими обидчиками. В одной из самых ярких сцен картины Уильфор (Лоран Лафитт) расспрашивает чопорного британца о таинственном графе, даже не подозревая, что тот сидит в сложном гриме прямо перед ним.
Историю обогащения Дантеса также преобразили в картине «Граф Монте-Кристо». Так, аббат Фариа (Пьерфранческо Фавино) оказывается последним потомком мальтийских рыцарей, чей клад до сих пор не нашли. Он вовсе не страдает каталепсией, а погибает от несчастного случая в процессе изготовления подкопа. Фариа не помогает Дантесу вычислить злоумышленников, т.к. тот все понял и сам, а Эдмон и не думает сводить в тюрьме счеты с жизнью, живя надеждой и грезами о Мерседес.
Авторы решили немало времени уделить некоторым бытовым сценам. В деталях показана охота аристократов на оленя, светские приемы разного калибра, жизнь в поместьях дворян того или иного уровня благосостояния.
Огромные правки в фильме «Граф Монте-Кристо» были внесены во всю линию с ядами в семействе Вильфора (ее просто выкинули), значительно сократили часть про разорение Данглэра и свели ее, по сути, к диалогу с Эдмоном короче одной минуты и такой же длины сцене про взятие кредита под залог всего имущества для выкупа Данглэром акций своей компании по дешевке, когда тот раздумал разбогатеть еще больше и попал в ловушку. В целом, идея о том, что слабостью злодея были деньги, сохранилась, но вот детали операции заменили кардинально, удалив самую важную кульминацию истории Данглэра, и это – очередной заметный просчет сценаристов.
Сын Морреля, Максимиллиан, стал в сюжете внуком и дальше детства не показывается. Упразднили Валентину и Эдуарда, а дочь Данглэра, Юджини (Мари Нарбонн), не зная всей тайны, увлекается Андреа Кавальканти (Жюльен Де Сен Жан), за которого себя выдает никакой не каторжник Бенедетто. Незаконного сына Вильфора спасает не слуга, а его сестра Анджель (Адель Симфаль), из которой могла бы получится какая-нибудь пиратка, шпионка или героиня игр Assassin’s Creed, но сценаристы, увы, сделали ее яркий образ расходным патроном сценария.
Бывшая любовница Вильфора, Виктория (Жюли де Бона), раскрывается крайне поверхностно, да и больше в ярком эпизоде, где Эдмон выдает себя за экстрасенса, в красиво мрачной сцене рассказывая о призраке погибшего ребенка Вильфора за ужином. Сохранили в фильме «Граф Монте-Кристо» большинстве своем все детали про Фернана (Бастьен Буйон) и Мерседес (Анаис Демустье), видимо, признав ключевыми, а вот восточная красавица Гайаде любит уже не Эдмона, а молодого сына Вильфора – Альбера (Вассили Шнайдер).
Одна из самых ярких ролей второго плана в картине именно у Гайаде. Играет ее молодая звезда французского кино с румынскими корнями – Анамария Вартоломеи, которая так сетовала на свою зависимость от социальных сетей, что к 25-ти годам из многих сама удалилась, тогда как Пьер Нинэ, напротив, насобирал у себя миллионы подписчиков.
Довольно грустно, что при таком высоком качестве кинопроизводства, какой можно увидеть в фильме «Граф Монте-Кристо», авторы адаптации не воспользовались уникальной возможностью рассказать больше о персонажах оригинального романа, а, напротив, смели с доски детали, которые могли показаться интересными.
Ничто не мешало, к примеру, показать красочно, откуда у Гайаде появился мотив мести к Фернану, какие поручения Анджель выполняла для сторонников Наполеона, как именно Вильфор возвысился после заключения Дантеса, как разбогател Данглэр, заполучив огромный флот. Это изредка проговаривается словами и взглядами, но такого хватило бы для книги, и в этом фильм упустил выгодное для себя преимущество.
Из нового не уточняется, что сделало Анджель бонапартисткой в картине «Граф Монте-Кристо», и как она умудрялась уживаться с Вильфором-прокурором республики – своим братом. Как Эдмон выбрался из вод у замка Иф, как получил титул графа в Тоскани, как купил остров Монте-Кристо, как озолотил Морреля, как нанимал бандита Луиджи Вампу, как разорял Данглэра и не позволил истории Валентины и Максимиллиана превратиться в очередную «Ромео и Джульетту» – а вот эти и многие другие важные детали из книги авторы пожелали оставить за кадром.
Другими словами, качество адаптации сценария вызывает большие вопросы. Хотя в «Трех мушкетерах» авторы делали то же самое, но там хотя бы их изменения столь не огорчали, не выглядели сумбурно, в т.ч. благодаря наличию двух фильмов, – обновленный сюжет кое-как сшили в дилогии за счет расширенного хронометража. Здесь же практически нет чего-то нового, расширяющего мир оригинального романа, кроме «тамплиерской» легенды и героини Анджель, но зато огромные пласты книги выбросили из сюжета, а где-то странным образом изменили.
Хотя авторы фильма «Граф Монте-Кристо» уделили время камео отца Эдмона (Бернар Бланкан), показав его слугой в семье Морсер, отобразили Камрана (Стефан Варюпен) не неисправимым бандитом, а моряком с муками совести, который даже с Андреа никак не пересекается, но подаренным бриллиантом распоряжается с умом, поступая к графу на службу.
Несмотря на то, что в картине практически нет экшен-сцен, кроме шторма в прологе и финальной дуэли, визуальная часть завораживает яркими цветами Франции XIX века, полутемных гостиных, солнечных полей и островов, каменного склепа-сокровищницы кардинала Спади. Авторы могли бы обогатить историю, сделав нахождение клада более интересным и загадочным с исследованием гробницы, ловушками (эти новшества не вредили бы оригинальному сюжету, а могли его сделать увлекательнее), но сценарий фильма так скачет между месяцами и эпизодами, что у него не остается на это времени. Так что первая случайная дыра в полу, которую находит Эдмон, и хранит горы золота долгие века.
Даже само богатство, «великое сокровище», благодаря которому герой осуществляет свой план мести, показывается беглым взглядом камеры пару секунд – столь сильно спешили создатели сократить все подряд, чтобы только не превысить запретную линию в 180 минут хронометража для фильма «Граф Монте-Кристо».
Очевидно, огромная часть бюджета ушла на костюмы, реквизит, ручное создание декораций, где можно увидеть сундуки, занавески, мебель и столовые приборы того времени, настоящий торговый корабль и менее крупный парусник Фернана, который Эдмон угоняет из Марселя. Живописно выглядит и сам замок Иф с бездонными камерами, заливаемыми дождями, и крепкими стенами, из которых Фариа и Дантес постепенно выковыривают камни на пути к свободе.
Музеем в фильме «Граф Монте-Кристо» мог бы стать и особняк графа, где есть тир с редкими механизмами, оранжерея, причудливый свет и Гайаде, играющая на восточном инструменте и исполняющая песни. Не хватает разве что потайных комнат, где Эдмон мог бы хранить все свои маски. Все же придраться в техническом плане почти не к чему. Визуально это – один из самых красивых фильмов о первой половине XIX века с самыми современными графическими решениями и модной колористикой, чтобы сделать виды тех лет такими, что сразу бы захотелось туда отправиться в отпуск.
Даже подставной поединок с бандитами на улицах больше напоминает фрагмент из комикса в стиле старого «Видока», чем брутальный реалистичный бой. Правдиво ли такое отображение Парижа тех лет? В реквизите, костюмах, декорациях – да, по содержанию – вряд ли. Однако создатели подумали, что зрителям красота картинки будет важнее мыслей о том, что далеко не все во Франции того времени было таким лакированным и красочным.
Кардинальное отличие новой экранизации у картины «Граф Монте-Кристо» от многих прошлых – намеренное удаление всего мрачного из картинки и придание ей вида туристической открытки.
Частично этот недостаток компенсирует великолепная музыка и оркестровый саундтрек Жерома Реботье, который создал, пожалуй, лучшую музыку за всю свою 25-летнюю карьеру в кино. Великолепно мелодичная тема Le Tresor звучит в фильме неоднократно в самых разных ремиксах и темпах. Редкий случай, когда на том же YouTube фанаты этого трека выкладывают часовой повтор одной этой 3-минутной композиции подряд, которую, действительно, можно слушать в цикле бесконечно.
С выпуском фильма «Граф Монте-Кристо» в России лицензиат и известная во Франции студия Pathe также напринимала странных решений. Всему миру доступные темы саундтрека на канале композитора на YouTube заблокированы для России, в РФ не разрешили проводить никаких публичных мероприятий, связанных с фильмом, включая обычный предпремьерный показ, зато выпускается он вполне официально через посредника, а не в нелегальном прокате, как будут показывать «Гладиатора II». Пьер Нинэ и вовсе выкладывает у себя среди прочих и русский постер фильма, но упоминает о прокате везде на континенте, кроме России.
Тем не менее, в нашей стране картина получила уже 1,5 млн. долл. США сборов при практически отсутствующей рекламной кампании. Да, это пока менее 2% общих доходов в прокате, но в Америке и такую сумму создателям будет собрать непросто. Хотя французская экранизация – не кинокомикс, да еще и длится 3 часа (с традиционной для нового российского проката неприлично длинной получасовой рекламой перед фильмом в одной из крупных сетей кинотеатров), это – неплохие цифры, которые могут подрасти еще в 2-3 раза до конца долгого проката. Обычно в таких случаях картине оставляют 1-2 сеанса в день, но крутят много месяцев, обеспечивая заполняемость зала за счет отсутствия других аналогичных фильмов, а пока их в прокате не предвидится. «Гладиатор II», если и выйдет, то только «пиратским» прокатом с «предсеансовым обслуживанием» и вне крупных киносетей.
Вердикт GameScope
Новый фильм «Граф Монте-Кристо», несмотря на все острые вопросы к сценарию адаптации, все же стал красивой и яркой картиной с прекрасными актерскими работами и музыкой, за которыми и 3 часа в кинотеатре пролетят незаметно. Вероятно, расчет создателей делался на то, что современные посетители кинотеатров не читали книгу или позабыли ее, т.к. при любых сравнениях сценарного материала с первоисточником они окажутся не в пользу экранизации.
Довольно интересно, что дорогие американские блокбастеры французы, как минимум в Европе, успешно побеждают возвращением к литературе XIX века, показывая, что на основе классики вполне можно сделать историю, которая заинтересует и тех, кто ничего не слышал про оригинальный роман, но после просмотра вполне может впервые взять его в руки и ознакомиться.
Ждем Вас в наших группах: Facebook / Twitter / YouTube / ВКонтакте
Трейлер к фильму «Граф Монте-Кристо»
(Возрастное ограничение: 12+)
Оценка Фильма от GameScope:
7.5 / 10