492|49.59
637|50.74

«Граф Монте-Кристо» (2024)

Рецензия

Фильм «Граф Монте-Кристо» выходит в прокат 19-го сентября 2024-го года.

Дорогой мести

Фильм «Граф Монте-Кристо» (The Count of Monte-Cristo, 2024) - редкий свежий блокбастер, хотя и европейский, но доступный к просмотру на большом экране в России по официальной лицензии от создавшей картину студии.

Роман «Граф Монте-Кристо» – одно из самых знаменитых произведений Александра Дюма-отца наравне с «Тремя мушкетерами». Во многом автору удалось не только создать увлекательный и до сих пор приключенческий сюжет, но и передать контекст истории начала XIX века. Здесь можно вспомнить, что сам отец писателя успел и в Республиканской Гвардии послужить в 1790-х, а, разочаровавшись в новых порядках, стал Бонапартистом. Свое известное произведение его сын писал в 1841-1844 гг., пока французы все не могли окончательно определиться, лучше ли им стало без абсолютной монархии или хуже.

Во время лодочных прогулок с сыном Наполеона Бонапарта, Луи, он проплывал мимо острова Монте-Кристо и пообещал упомянуть его в книге, а, в итоге, вынес его в ее название. Путь к известности у романа был длинным. После публикаций в журналах в виде книги автор его издал только в 1857-м году, а уже десятилетия спустя последовали переводы на все языки мира, включая японский и китайский. По мотивам произведения сняли более 20-ти фильмов «Граф Монте-Кристо» и еще больше сериалов. Они выходили в Мексике, Португалии, Турции, Венесуэле, Южной Корее и других странах Азии, но чаще всего к материалу обращались сами французы и их соседи-итальянцы.

Среди всех адаптаций была и советская в формате мини-сериала с Виктором Авиловым, который и в наших «Трех мушкетерах» успел сыграть, хотя там злодейскую роль. Была, конечно же, и достойная французская версия с Жераром Депардье и Орнеллой Мути тоже в качестве мини-сериала. В списке зарубежных экранизаций многим известен фильм «Граф Монте-Кристо» 2002-го года с Джимом Кавизелом и Гаем Пирсом с немалыми сборами в прокате на те времена, хотя после только вышедшего фильма тот старый американский кажется наивным студенческим спектаклем.

Новая экранизация «Граф Монте-Кристо» создавалась уже в 2020-х и довольно известной французской командой. Относительно молодой продюсер Димитри Рассам ранее привлекал тех же сценаристов Александра де Ла Пательера и Матье Делапорта к адаптации «Трех мушкетеров» в двух недавних фильмах «Д’Артаньян» и «Миледи», которые вполне могут дополнить до трилогии или даже квадрологии в ближайшие пару лет.

Эти современные картины отличал огромный бюджет. Десятки плотников рубили и строгали в Париже декорации старой Франции, где выстраивались целые улицы и дорогостоящие интерьеры. Хотя бюджет на производство едва окупился, можно вспомнить о том, что Франция, как и Россия, масштабно поддерживает государственными деньгами национальное кино, поэтому никаких убытков у создателей не возникло. Напротив, они хорошо заработали, в т.ч. на продаже прав на телевидение и онлайн-кинотеатрам, а также заметно прославились в европейской индустрии кино.

С картиной «Граф Монте-Кристо» (2024) троица пошла еще дальше и создала самый дорогой французский фильм текущего года. Бюджет составил около 45 млн. долл. США. Для Америки – это средства, необходимые для производства среднего ужастика, но для Европы – это колоссальные деньги, делающие фильм событием в местном кинематографе.

По традиции, Димитри Рассам и режиссеры, которыми оказались сами сценаристы Пательер и Делапорт, в кастинге совместили опытных французских актеров с молодыми, но уже звездами европейского кинематографа.

Напомним, в основе сюжета фильма «Граф Монте-Кристо» – история моряка-француза Эдмона Дантеса, которого в день свадьбы с возлюбленной Мерседес ложно обвинили и заточили навечно в островной замок Иф. Там он познакомился с другим заключенным – итальянским аббатом Фариа, который не только помог ему выбраться (в самых разных смыслах), но и рассказал о великом сокровище. На свободе Дантес отыскал клад и стал графом Монте-Кристо, мечтая отомстить трем знакомым, которые упекли его в тюрьму – прокурору Вильфору, другу детства и военному Фернану, а также бывшему напарнику по судну Данглэру. За время его нахождения в тюрьме все трое возвысились, разбогатели, а Фернан женил на себе Мерседес, и у них появился сын.

Новая экранизация довольно-таки сильно отличается от оригинального романа, несмотря на трехчасовой хронометраж. Очевидно, авторы рассматривали возможность сделать двухсерийный кинофильм, как с «Мушкетерами», которые снимали 150 дней подряд, но у них не нашлось такого количества средств для последующего сиквела, поэтому часть событий опустили, другие скомкали, усилили дух приключенческой истории, добавили новых героинь в расчете на то, что новые зрители могли и роман не читать, но, в принципе, успеха добились.

11 минут хлопали зрители показу фильма «Граф Монте-Кристо» на Каннском фестивале, который там демонстрировался вне конкурса. Затем он прокатился по разным смотрам, а на некоторых местечковых уже обзавелся первыми наградами. Франция включила картину в свой шорт-лист в заявке на будущий «Оскар», куда входят еще всего 3 работы других создателей.

Только во Франции фильм посмотрели 8 миллионов зрителей, и это – большое для страны достижение. Тем более, при 3-х часовом хронометраже, на который в кино решаются разве что индийцы да Питер Джексон с историями про Средиземье. Ведущие актеры активно поддерживают картину в социальных сетях и гордятся ее успехом.

Сборы уже достигли 72 млн. долл. США, а в некоторых странах, например, в России картина только вышла, т.е. прокат продлится в мире еще не один месяц. В октябре она доберется до США, где ее ждет ограниченное число показов, т.к. французское кино там не особо жалуют. Все же успех авторов фильма «Граф Монте-Кристо», как минимум коммерческий, – налицо. Зрители деньгами проголосовали «за» яркое кино в исторических декорациях, несмотря на то, что даже Ридли Скотту нечасто удается отбить бюджет на подобных историях.

Возможно, «Графа Монте-Кристо» спасло не только известное произведение в основе, но и то, что сценаристы заметно усилили акценты на элементах приключений и романтики, продюсеры позаботились о гармоничном кастинге, а декораторы скрупулезно выстроили атмосферу высшего света Франции времен заточения Наполеона на Эльбе.

Интересной особенностью романа стало то, что примерно с 1815-го года за счет многолетнего заключения Дантеса действие перенеслось во времена уже после окончательного поражения императора после возвращения к власти. Непременно хочется остановиться на том, как в фильме «Граф Монте-Кристо» заметно авторы преобразили оригинальный сюжет Дюма-отца. К примеру, в фильме изначально Данглэр (Патрик Милле) – уже не напарник, а капитан корабля, а Дантес первым делом спасает из шторма Анджель, которая оказывается агентом Бонапартистов и сестрой прокурора Вильфора. Именно ее письмо служит основой обвинения троицы заговорщиков против Дантеса (Пьер Нинэ).

Купец Моррель (Бруно Рафаэлли) за спасение девушки производит Дантеса в капитаны. Линию Морреля заметно «порезали» в сюжете, и он даже не доживает до выхода Эдмона из тюрьмы, хотя в оригинале герой помог ему спастись от банкротства и наладить финансовые дела.

Историю с финансовыми махинациями посредством газет (обновили с телеграфа) связали в фильме «Граф Монте-Кристо» с персонажем Лорда Галифакса, выдуманным Дантесом, который с помощью масок предстает в самых разных лицах перед своими обидчиками. В одной из самых ярких сцен картины Уильфор (Лоран Лафитт) расспрашивает чопорного британца о таинственном графе, даже не подозревая, что тот сидит в сложном гриме прямо перед ним.

Историю обогащения Дантеса также преобразили в картине «Граф Монте-Кристо». Так, аббат Фариа (Пьерфранческо Фавино) оказывается последним потомком мальтийских рыцарей, чей клад до сих пор не нашли. Он вовсе не страдает каталепсией, а погибает от несчастного случая в процессе изготовления подкопа. Фариа не помогает Дантесу вычислить злоумышленников, т.к. тот все понял и сам, а Эдмон и не думает сводить в тюрьме счеты с жизнью, живя надеждой и грезами о Мерседес.

Авторы решили немало времени уделить некоторым бытовым сценам. В деталях показана охота аристократов на оленя, светские приемы разного калибра, жизнь в поместьях дворян того или иного уровня благосостояния.

Огромные правки в фильме «Граф Монте-Кристо» были внесены во всю линию с ядами в семействе Вильфора (ее просто выкинули), значительно сократили часть про разорение Данглэра и свели ее, по сути, к диалогу с Эдмоном короче одной минуты и такой же длины сцене про взятие кредита под залог всего имущества для выкупа Данглэром акций своей компании по дешевке, когда тот раздумал разбогатеть еще больше и попал в ловушку. В целом, идея о том, что слабостью злодея были деньги, сохранилась, но вот детали операции заменили кардинально, удалив самую важную кульминацию истории Данглэра, и это – очередной заметный просчет сценаристов.

Сын Морреля, Максимиллиан, стал в сюжете внуком и дальше детства не показывается. Упразднили Валентину и Эдуарда, а дочь Данглэра, Юджини (Мари Нарбонн), не зная всей тайны, увлекается Андреа Кавальканти (Жюльен Де Сен Жан), за которого себя выдает никакой не каторжник Бенедетто. Незаконного сына Вильфора спасает не слуга, а его сестра Анджель (Адель Симфаль), из которой могла бы получится какая-нибудь пиратка, шпионка или героиня игр Assassin’s Creed, но сценаристы, увы, сделали ее яркий образ расходным патроном сценария.

Бывшая любовница Вильфора, Виктория (Жюли де Бона), раскрывается крайне поверхностно, да и больше в ярком эпизоде, где Эдмон выдает себя за экстрасенса, в красиво мрачной сцене рассказывая о призраке погибшего ребенка Вильфора за ужином. Сохранили в фильме «Граф Монте-Кристо» большинстве своем все детали про Фернана (Бастьен Буйон) и Мерседес (Анаис Демустье), видимо, признав ключевыми, а вот восточная красавица Гайаде любит уже не Эдмона, а молодого сына Вильфора – Альбера (Вассили Шнайдер).

Одна из самых ярких ролей второго плана в картине именно у Гайаде. Играет ее молодая звезда французского кино с румынскими корнями – Анамария Вартоломеи, которая так сетовала на свою зависимость от социальных сетей, что к 25-ти годам из многих сама удалилась, тогда как Пьер Нинэ, напротив, насобирал у себя миллионы подписчиков.

Довольно грустно, что при таком высоком качестве кинопроизводства, какой можно увидеть в фильме «Граф Монте-Кристо», авторы адаптации не воспользовались уникальной возможностью рассказать больше о персонажах оригинального романа, а, напротив, смели с доски детали, которые могли показаться интересными.

Ничто не мешало, к примеру, показать красочно, откуда у Гайаде появился мотив мести к Фернану, какие поручения Анджель выполняла для сторонников Наполеона, как именно Вильфор возвысился после заключения Дантеса, как разбогател Данглэр, заполучив огромный флот. Это изредка проговаривается словами и взглядами, но такого хватило бы для книги, и в этом фильм упустил выгодное для себя преимущество.

Из нового не уточняется, что сделало Анджель бонапартисткой в картине «Граф Монте-Кристо», и как она умудрялась уживаться с Вильфором-прокурором республики – своим братом. Как Эдмон выбрался из вод у замка Иф, как получил титул графа в Тоскани, как купил остров Монте-Кристо, как озолотил Морреля, как нанимал бандита Луиджи Вампу, как разорял Данглэра и не позволил истории Валентины и Максимиллиана превратиться в очередную «Ромео и Джульетту» – а вот эти и многие другие важные детали из книги авторы пожелали оставить за кадром.

Другими словами, качество адаптации сценария вызывает большие вопросы. Хотя в «Трех мушкетерах» авторы делали то же самое, но там хотя бы их изменения столь не огорчали, не выглядели сумбурно, в т.ч. благодаря наличию двух фильмов, – обновленный сюжет кое-как сшили в дилогии за счет расширенного хронометража. Здесь же практически нет чего-то нового, расширяющего мир оригинального романа, кроме «тамплиерской» легенды и героини Анджель, но зато огромные пласты книги выбросили из сюжета, а где-то странным образом изменили.

Хотя авторы фильма «Граф Монте-Кристо» уделили время камео отца Эдмона (Бернар Бланкан), показав его слугой в семье Морсер, отобразили Камрана (Стефан Варюпен) не неисправимым бандитом, а моряком с муками совести, который даже с Андреа никак не пересекается, но подаренным бриллиантом распоряжается с умом, поступая к графу на службу.

Несмотря на то, что в картине практически нет экшен-сцен, кроме шторма в прологе и финальной дуэли, визуальная часть завораживает яркими цветами Франции XIX века, полутемных гостиных, солнечных полей и островов, каменного склепа-сокровищницы кардинала Спади. Авторы могли бы обогатить историю, сделав нахождение клада более интересным и загадочным с исследованием гробницы, ловушками (эти новшества не вредили бы оригинальному сюжету, а могли его сделать увлекательнее), но сценарий фильма так скачет между месяцами и эпизодами, что у него не остается на это времени. Так что первая случайная дыра в полу, которую находит Эдмон, и хранит горы золота долгие века.

Даже само богатство, «великое сокровище», благодаря которому герой осуществляет свой план мести, показывается беглым взглядом камеры пару секунд – столь сильно спешили создатели сократить все подряд, чтобы только не превысить запретную линию в 180 минут хронометража для фильма «Граф Монте-Кристо».

Очевидно, огромная часть бюджета ушла на костюмы, реквизит, ручное создание декораций, где можно увидеть сундуки, занавески, мебель и столовые приборы того времени, настоящий торговый корабль и менее крупный парусник Фернана, который Эдмон угоняет из Марселя. Живописно выглядит и сам замок Иф с бездонными камерами, заливаемыми дождями, и крепкими стенами, из которых Фариа и Дантес постепенно выковыривают камни на пути к свободе.

Музеем в фильме «Граф Монте-Кристо» мог бы стать и особняк графа, где есть тир с редкими механизмами, оранжерея, причудливый свет и Гайаде, играющая на восточном инструменте и исполняющая песни. Не хватает разве что потайных комнат, где Эдмон мог бы хранить все свои маски. Все же придраться в техническом плане почти не к чему. Визуально это – один из самых красивых фильмов о первой половине XIX века с самыми современными графическими решениями и модной колористикой, чтобы сделать виды тех лет такими, что сразу бы захотелось туда отправиться в отпуск.

Даже подставной поединок с бандитами на улицах больше напоминает фрагмент из комикса в стиле старого «Видока», чем брутальный реалистичный бой. Правдиво ли такое отображение Парижа тех лет? В реквизите, костюмах, декорациях – да, по содержанию – вряд ли. Однако создатели подумали, что зрителям красота картинки будет важнее мыслей о том, что далеко не все во Франции того времени было таким лакированным и красочным.

Кардинальное отличие новой экранизации у картины «Граф Монте-Кристо» от многих прошлых – намеренное удаление всего мрачного из картинки и придание ей вида туристической открытки.

Частично этот недостаток компенсирует великолепная музыка и оркестровый саундтрек Жерома Реботье, который создал, пожалуй, лучшую музыку за всю свою 25-летнюю карьеру в кино. Великолепно мелодичная тема Le Tresor звучит в фильме неоднократно в самых разных ремиксах и темпах. Редкий случай, когда на том же YouTube фанаты этого трека выкладывают часовой повтор одной этой 3-минутной композиции подряд, которую, действительно, можно слушать в цикле бесконечно.

С выпуском фильма «Граф Монте-Кристо» в России лицензиат и известная во Франции студия Pathe также напринимала странных решений. Всему миру доступные темы саундтрека на канале композитора на YouTube заблокированы для России, в РФ не разрешили проводить никаких публичных мероприятий, связанных с фильмом, включая обычный предпремьерный показ, зато выпускается он вполне официально через посредника, а не в нелегальном прокате, как будут показывать «Гладиатора II». Пьер Нинэ и вовсе выкладывает у себя среди прочих и русский постер фильма, но упоминает о прокате везде на континенте, кроме России.

Тем не менее, в нашей стране картина получила уже 1,5 млн. долл. США сборов при практически отсутствующей рекламной кампании. Да, это пока менее 2% общих доходов в прокате, но в Америке и такую сумму создателям будет собрать непросто. Хотя французская экранизация – не кинокомикс, да еще и длится 3 часа (с традиционной для нового российского проката неприлично длинной получасовой рекламой перед фильмом в одной из крупных сетей кинотеатров), это – неплохие цифры, которые могут подрасти еще в 2-3 раза до конца долгого проката. Обычно в таких случаях картине оставляют 1-2 сеанса в день, но крутят много месяцев, обеспечивая заполняемость зала за счет отсутствия других аналогичных фильмов, а пока их в прокате не предвидится. «Гладиатор II», если и выйдет, то только «пиратским» прокатом с «предсеансовым обслуживанием» и вне крупных киносетей.

Вердикт GameScope

Новый фильм «Граф Монте-Кристо», несмотря на все острые вопросы к сценарию адаптации, все же стал красивой и яркой картиной с прекрасными актерскими работами и музыкой, за которыми и 3 часа в кинотеатре пролетят незаметно. Вероятно, расчет создателей делался на то, что современные посетители кинотеатров не читали книгу или позабыли ее, т.к. при любых сравнениях сценарного материала с первоисточником они окажутся не в пользу экранизации.

Довольно интересно, что дорогие американские блокбастеры французы, как минимум в Европе, успешно побеждают возвращением к литературе XIX века, показывая, что на основе классики вполне можно сделать историю, которая заинтересует и тех, кто ничего не слышал про оригинальный роман, но после просмотра вполне может впервые взять его в руки и ознакомиться.

Ждем Вас в наших группах: Facebook / Twitter / YouTube / ВКонтакте

Трейлер к фильму «Граф Монте-Кристо»
(Возрастное ограничение: 12+)


Оценка Фильма от GameScope:

7.5 / 10

Оценка Фильма от GameScopeОценка Фильма от GameScopeОценка Фильма от GameScopeОценка Фильма от GameScopeОценка Фильма от GameScopeОценка Фильма от GameScopeОценка Фильма от GameScopeОценка Фильма от GameScopeОценка Фильма от GameScopeОценка Фильма от GameScope

Наверх

Граф Монте-Кристо »1 (+1)

The Count Of Monte Cristo (2024)
История Эдмона Дантеса еще раз заиграла новыми красками в ходе новой его экранизации. В фильме «Граф Монте-Кристо», рецензия на который ждет вас здесь, приняли участие Пьер Нинэ, Анаис Демустье, Анамария Вартоломеи, Лоран Лафитт, Адель Симфаль и другие. Далее »
| Кино, Рецензии

Кино » 1 (+1)

The Count Of Monte Cristo (2024)
История Эдмона Дантеса еще раз заиграла новыми красками в ходе новой его экранизации. В фильме «Граф Монте-Кристо», рецензия на который ждет вас здесь, приняли участие Пьер Нинэ, Анаис Демустье, Анамария Вартоломеи, Лоран Лафитт, Адель Симфаль и другие. Далее »
| Кино, Рецензии

Рецензия » 1 (+1)

The Count Of Monte Cristo (2024)
История Эдмона Дантеса еще раз заиграла новыми красками в ходе новой его экранизации. В фильме «Граф Монте-Кристо», рецензия на который ждет вас здесь, приняли участие Пьер Нинэ, Анаис Демустье, Анамария Вартоломеи, Лоран Лафитт, Адель Симфаль и другие. Далее »
| Кино, Рецензии
GameScope.ru * Кино * Рецензия на фильм «Граф Монте-Кристо»
845|51.24
970|51.74
Топ Недели: Наверх
1026|51.91