Пресс-конференция фильма «Матильда»
В г. Москве состоялась официальная Пресс-конференция кинорежиссера Алексея Учителя, посвященная его новому фильму «Матильда».
13-го июня 2017-го года создатели фильма «Матильда» провели официальную Пресс-конференцию в г. Москве. Она прошла в информационном агентстве России «ТАСС» (Тверской б-р, 2) в центре столицы.
В мероприятии приняли участие известный режиссер Алексей Учитель, немецкий актёр Ларс Айдингер, а также адвокат режиссёра Константин Добрынин. Также на пресс-конференции был организован специальный телемост с г. Сочи. Таким образом в мероприятии приняли участие и другие видные деятели отечественного кинематографа, находящиеся на фестивале «Кинотавр»: актер Евгений Миронов, актриса Ингеборга Дапкунайте и генеральный директор компании «Каропрокат» Алексей Рязанцев. В самом начале конференции журналистам продемонстрировали третий трейлер фильма «Матильда», премьера которого также состоялась в этот день.
Первым делом режиссер выразил надежду, что в следующий раз конференция с его участием будет собрана по поводу выхода самого фильма в прокат, а не по причине «странных обвинений и претензий». Также он рассказал об «очереди из проверяющих организаций», постоянно появляющихся на пороге студии, подчеркнув, что защищается он и его коллеги по правилам и согласно законодательству. И, несмотря на то, что он сильно устал от скандала вокруг фильма еще до выхода самой картины в прокат, Алексей Учитель не теряет чувства юмора. Так, например, он даже поделился забавной историей, произошедшей не в самых веселых условиях: один раз на студию, пришли с очередной проверкой и попросили показать «место преступления», на что проверяющим была предложена экскурсия по дворцам, в которых проводились съемки. «Иногда доходит до абсурда», – подвел итог Алексей Учитель.
Рассказал режиссер и о встрече с депутатом Натальей Поклонской, инициирующей множество различных проверок. Они встретились накануне в Кремлевском дворце на торжественном приеме в честь дня России. По словам режиссера, даже после его предложения оценить фильм самостоятельно и решить, что там плохого, если уж она обвиняет картину так долго и упорно, депутат категорически отказалась смотреть фильм: «Никогда и ни за что, эксперты мне все расскажут». При этом Наталья Поклонская настаивает на оценке художественного фильма именно «своими» экспертами, несмотря на то, что уже картина прошла уже несколько проверок. «Разговор бесполезный», – подчеркнул режиссер.
Традиционный пресс-релиз сопровождало заключение одной из экспертиз, проведенной в Санкт-Петербургском государственном университете. Согласно документу, в фильме отсутствуют признаки ненавистнического и враждебного отношения к кому-либо, не выявлены призывы к совершению противоправных действий, а ряд религиозных обрядов, представленных в фильме (в число которых входит крещение, венчание и др.) не представлен в унизительной или оскорбительной форме. Всего экспертной комиссии было вынесено постановление по девяти вопросам, формулировку которых объяснил адвокат режиссера Константин Добрынин. Он полусерьезно отметил, что несколько месяцев пристального внимания к еще не вышедшему фильму привели к тому, что было принято решение сформулировать вопросы для экспертизы так, как это бы сделала Наталья Поклонская, чтобы точно понять, что «если закон нарушен, то нарушен». Тем не менее, по всем поставленным вопросам комиссия вынесла отрицательные заключения.
Своё негодование по поводу сложившейся ситуации выразил Евгений Миронов. Он заявил, что не может поверить, что все они оказались в подобной ситуации. Говоря о том, что наступило время невежественности и непрофессионалов, готовых делать себе имя на скандалах, он реагировал эмоционально: «Ну не стыдно ли им! Не посмотреть картину и устроить такой концерт». Коллегу поддержала и Ингеборга Дапкунайте, актриса добавила, что фильм «Матильда» – это взгляд художника на прошлое, картина, затрагивающая тему власти и тему свободы выбора. Согласно мнению актрисы, художник выражает себя с помощью собственного видения мира, и мы можем быть с этим не согласны, но «цензура – не подход к искусству, давайте говорить о художественных ценностях».
Генеральный директор компании-дистрибьютора «Каропремьер» Алексей Рязанцев в разговоре подчеркнул необходимость такого понятия как презумпция невиновности не только для людей, но и для фильмов. Также речь зашла о том, как важно поднимать отечественный кинематограф и соперничать за место под солнцем, в т.ч. и с зарубежным кинематографом.
Актер Ларс Айдингер, исполнивший роль Николая II говорил о том, как для него было важно получить возможность показать свое представление о России, поскольку на Западе образ страны складывается из сообщений СМИ, зачастую искаженных. «[Существует] много предубеждений, которые мне хотелось побороть, сравнить их с реальностью», - рассказал Ларс Айдингер. «Как я могу судить о чем-то, о чем я не знаю?» – спросил он и тут же отметил, что с фильмом Учителя, к сожалению, именно это и происходит.
Подчеркнув, что выпавшей возможности поработать с Алексеем Учителем он очень рад, актер рассыпался в комплиментах, охарактеризовав режиссера как мужественного и страстного человека, не боящегося снимать большое кино: «Алексей Ефимович Учитель решается заниматься такими темами с большой отдачей и не останавливается до того момента, как с его точки зрения все будет совершенно». В свою очередь, режиссер с улыбкой отметил, что он «так замучил Ларса, что он свободно произносит мое отчество».
Очевидно, что видение персонажа Николая II совпадает у и у актера, и у постановщика. По словам Ларса Айдингера, все, что ему было нужно как актеру, он нашел в самом сценарии, хотя, конечно читал исторические книги, а также ориентировался на поиске в себе таких же черт, потому что ему как актеру было важно показать личность и «трагичность персонажа». О личности, со своими сильными сторонами, страстями и слабостями оба также говорят в одном ключе. Так, Алексея Учителя изначально сама фигура будущего императора интересовала больше, чем съёмки биографического фильма. Для него задачей было показать человека, который стал императором, того, кто оказался внутри конфликта, стоящего перед выбором между свободой, совестью и любовью, живого человека, а не бюст, «который может быть замироточит». Ларс Айдингер вторит ему почти синхронно, говоря о том, что пытался создать в себе отражение Николая II, найти черты, которые позволят русскому народу увидеть себя в императоре: «Я не пытался сделать героя или святого, человек не может быть только таким. Если так сделать, мы будем видеть не отражение, а картину».
Затронули на пресс-конференции исторический контекст, приведя в пример тот факт, что в 1913 г. Россия по всем показателям была первой страной в Европе, сложность и уникальность декораций, долгий подбор актеров, поскольку Алексей Учитель хотел найти тех, кто эмоционально и психологически сможет воплотить образы из сценария на экране, и тот факт, что в сложившейся ситуации он чувствует не только режиссерскую ответственность. О будущих планах, впрочем, режиссер пообещал рассказать на другой конференции.
Формального прокатного удостоверения у фильма «Матильда» еще нет, так как лента находится на последней стадии производства, однако режиссер выразил свою уверенность, что все будет проходить «умеренно», но понимает, что ситуация непредсказуема. Премьера фильма «Матильда» состоится 6 октября в Мариинском театре, а в широкий прокат (более 2500 экранов, по словам Алексей Рязанцева) картина выйдет 26 октября.
Ждем Вас в наших группах: Facebook / Twitter / YouTube / ВКонтакте.
Пресс-конференция фильма «Матильда» в г. Москве