Премьера «Иван Васильевич» в Москве
Вечером в среду в Москве состоялась Премьера спектакля «Иван Васильевич».
Премьера нового спектакля «Иван Васильевич» (2023) прошла 27-го сентября 2023-го года в «Театре Сатиры» (Триумфальная пл., 2) в г. Москве. Оригинальная пьеса Михаила Бугалкова с таким же названием создавалась в 1934-1936 гг. С учетом действующей цензуры, автор многократно ее перерабатывал, пытаясь сохранить основную идею. Согласно ей, в форме комедии герои из Москвы XX века попадали во времена Ивана Грозного, а царь – на их место. Некоторые параллели в литературе у произведения имеются и романом «Принц и нищий» Марка Твена. Довольно любопытно, что в 1930-х годах в СССР уже вовсю детализировался сюжет про машину времени и путешествия в другие эпохи. Возможно, именно поэтому произведение стало литературной классикой, опередившей свое время, к которой можно вернуться даже в 2023-м году – почти 90 лет спустя появления первоисточника.
В Театре сатиры спектаклем по сочинению Булгакова занялись еще в 1935-м году. Тогда проект не прошел дальше генеральной репетиции, которую посещали партийные руководители СССР. Булгакову не удавалось и напечатать свой роман долгое время. Он появился в таком виде лишь в 1965-м году в сборнике писателя. Многократно популяризировал историю фильм Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», диалоги которого многие россияне знают наизусть, да и без него не обходится сетка центральных каналов в новогодний праздник. Сразу нужно сказать, что новый спектакль следует именно идеям литературного первоисточника, а не кинофильма. Хотя зрители не услышат каких-то знакомых фраз из кино, они не только прочувствуют, что изменял в материале Леонид Гайдай, но и увидят, как выглядела история в задумке самого Михаила Булгакова. Режиссером-постановщиком нового спектакля стал Сергей Газаров – художественный руководитель Театра сатиры. Он же исполнил заметную и яркую партию богача Шпака.
Сюжет постановки «Иван Васильевич» сохраняет все детали оригинала. Инженер Тимофеев (Илья Малаков) изобретает машину времени. Ее первый успешный запуск совпадает с уходом от него супруги Зинаиды (Александра Мареева). Инцидент приводит к тому, что во время царской Руси отправляются управдом Бунша (Юрий Васильев) в компании случайно оказавшегося рядом грабителя Жоржа Милославского (Артем Минин), находившегося поблизости, чтобы забрать все ценное из квартиры Антона Семеновича Шпака (Сергей Газаров). В современность вместо улетевших в прошлое прибывает царь Иоанн Грозный (Юрий Васильев), которого ждет непростое знакомство с Ульяной Андреевной (Лиана Ермакова) – ревнивой женой Бунши. А в прошлом Милославский и Бунша повстречают царицу (Надежда Филиппова), ее свиту, шведского посла (Иван Михайловский), дьяка (Кирилл Анисимов) и многих других колоритных героев. Тогда как в квартире Тимофеева непременно появится и кинорежиссер Якин (Федор Лавров), в которого влюбляется Зинаида.
Новому спектаклю Театра сатиры есть, чем удивить зрителей. Яркие номера царского обеда и прибытия шведской делегации ко двору изобилуют прекрасной сценографией и хореографией с элементами физической комедии. Пластикой артистов занимался Сергей Землянский – главный балетмейстер, оформлением сцены – Владимир Арефьев. Работы художника давно выставляются в музеях, а он сам имеет многолетний опыт работы в своей сфере. Больше всего нас поразили костюмы, которых за 2 акта действия можно увидеть несколько десятков. Даже небольшие по объему роли вроде гусляров или свиты царицы имеют запоминающееся оформление на сцене. Костюмы эпохи Ивана Грозного и 1930-х годов (а не 1970-х – как в кинофильме) сотворила Мария Боровская из династии знаменитых театральных художников. Новый саундтрек для спектакля записал кинокомпозитор Алексей Айги, которому особенно удались темы пира и прибытия шведского посла.
Не обойдем стороной и актерские работы, где тоже есть, на что посмотреть. Молодой киноактер Илья Малаков показывает чудеса преображения в инженера Тимофеева, в которых молодые зрители прочувствуют элементы знакомых образов эксцентричных изобретателей. Здесь есть немного от «Рика и Морти», профессора Брауна из киносерии «Назад в будущее», но с нужными оттенками исторической эпохи и комедийными акцентами в неловких движениях Тимофеева, который отпускает супругу с миром, тогда как настоящий царь выдумывает наказания для сбежавших, а затем и лично отчитывает зашедшего на огонек Якина. У Малакова и Александры Мареевой в постановке есть несколько памятных танцевальных эпизодов, и даже своя световая гамма, отличающаяся от сцен в царских палатах в гранатовом колорите. Этот контраст хорошо передал в спектакле «Иван Васильевич» художник по свету Дамир Исмагилов.
Безусловно, Сергей Газаров прекрасен в роли Шпака, создавая уникальный образ по литературному материалу, который ни в чем не повторяет киноверсию персонажа, кроме разве что слов из первоисточника. Артем Минин в своей партии Милославского напоминает об актерском таланте Евгения Миронова, добавляя больше экспрессии и сумбурности в хорошем смысле, чем было у Леонида Куравлева в кинематографическом аналоге. Федор Лавров представляет памятное камео кинорежиссера Якина. Для знатоков его киноработ, где он часто появляется в криминальных сюжетах, комедийное перевоплощение – настоящая редкость. Иван Михайловский выводит на сцену колоритного и танцующего посла Швеции с сильно развитым обонянием, а Моряна Антоннен-Шестакова ярко выделяется в приплясывающей свите царицы. За 2 театральных акта сцена также успевает преобразиться. Машина времени сменяется Царь-пушкой для сцен в дворцовых палатах, а слуги выносят перед зрителями десятки аппетитных блюд, ставя вопрос о том, является ли эта еда настоящей хотя бы частично, учитывая, что актеры что-то едят во время застолья, или же все-таки полностью реквизитной – столь убедительно она выглядит на тарелках.
Особенную благодарность хотелось бы выразить администрации и пресс-службе Театра Сатиры, организовавшим после показа спектакля «Иван Васильевич» прямо на той же сцене встречу режиссера и его артистов с представителями СМИ в непринужденной обстановке кругового пресс-джанкета, где каждый получил возможность задать интересующий вопрос нужной стороне. Именно так удалось почувствовать еще лучше замечательную энергетику актеров, узнать об их личном отношении к своим героям, да и просто поздравить их с премьерой, а также сказать «Спасибо» за такой выход после непростой многочасовой работы на сцене для зрителей в зале.
Спектакль «Иван Васильевич» в московском «Театре Сатиры» – одна из главных комедийных премьер этой осени. Зрителей разных поколений ждет возвращение к известному сюжету, знакомые персонажи и веселые ситуации в этой яркой постановке с интересными актерскими работами. Режиссер Сергей Газаров сумел создать такую адаптацию оригинального романа, которая удерживает внимание зрителей от первых сцен и до самых последних, когда многочисленная группа артистов танцует и выходит на поклон к гостям. Это наводит на мысль о том, что в богатом российском литературном наследии есть нестареющие произведения, к которым интересно обращаться даже много лет спустя. Совсем не обязательно их масштабно актуализировать и, тем более, переносить в современность, если получается сохранить тональность и идею автора.
Спектакль «Иван Васильевич» открывается для зрителей с 29-го сентября 2023 г.
Ждем Вас в наших группах: ВКонтакте / YouTube / Яндекс.Дзен.
Премьера «Иван Васильевич» в Москве
ФОТО: Gamescope.ru