«Двое на качелях»
Вторая постановка Галиной Волчек пьесы У. Гибсона «Двое на качелях» второй год с успехом играется в театре Современник (Чистопрудный бул. 19А) в Москве. В главных ролях Чулпан Хаматова и Кирилл Сафонов, которыми восхищается большая половина театрального мира. Гитель Моска и Джерри Райт. Такие разные, такие противоположные, такие полярные. Но оба страдающие и, как ни крути, одинокие.
Немного затянутая пьеса сама по себе, но этого совсем не ощущаешь, потому что Чулпан и Кирилл «держат» переполненный театральный зал в течении трех часов, заставляя его то взрываться хохотом, то отчаянно ахать. Постановка Г. Волчек – дитё профессионала. Два действия в один момент, на одной сцене заставляют зрителя усиленно думать и успевать за мыслью автора, режиссера, актеров.
Декорации потрясающие. Ничего, абсолютно ничего лишнего. Мегаполис в железном оформлении. Иллюминация, игра света, так тонко подобранная под настроения героев, под переломные моменты, под смену их позиций, мыслей, чувств. Во всем этом – двое. На качелях. Даже комнаты построены одна выше другой. Как на качелях. Четко переданные характеры через выстроенный интерьер и костюмы. Взбаламошная, игривая, неугомонная Гитель, человек порыва, которая сначала делает, потом думает – одета в яркие, цветные платья: желтое, фиолетовое, синее. Даже обстановка в комнате «веселая» – полосатое покрывало, фотокарточки, убегающее молоко…
И такой противоположный Джерри. Чопорный, строгий, представительный, не имеет в своей комнате ничего лишнего. Черное и серое, такое же, как его настроение. «Слизняк с разбитым сердцем»-скажет он, отпуская тонкие шутки о том, что «не нашел говорящего берета», что не знает, как относится к Гитель: «ну, пока я не знаю, с вами или против вас.»
Столь заметная игра голоса в смене интонаций на протяжении одной фразы – от веселых до пронзительно горьких на фоне смены света – от оранжевого до холодного синего… Диалоги героев – это, как ни странно, тоже качели. То торжествует Чулпан, то Кирилл. И как больно смотрящим из зала, когда плачет Чулпан, когда слезы катятся из ее недавно по-детски смеющихся глаз. Плачут их отношения и качели приходят в равновесие – больно каждому. И Гитель, и Джерри, и зрителю.
Финал спектакля «Двое на качелях» заставляет дрожать. Два одиноких фонаря освещают одинокие лица. Спокойные голоса только более напрягают волнующиеся души героев. Гитель, которая повторяет «Я люблю тебя», которая с отчаянием в голосе просит: «Можно, я буду иногда присылать тебе открытки с днем рождения? Два раза в неделю…». И Джерри, который твердит «Детка…детка…», и, кажется, не может сказать больше, но всё же выдавливает «Гитель, я люблю тебя». И какой бы ни была эта любовь, она существует. Существует, и каждый понимает это. Именно в финале мы видим ту повзрослевшую Гитель, видим глубину её души, чувств. Даже черное платье сменило яркие наряды. Преображается героиня Чулпан. Изменяется и герой Кирилла. Из неуверенного и страдающего он превращается в мыслящего человека. Он когда-нибудь перестанет задыхаться и, мы надеемся, обретет себя. В этом умении показать изменение души заключается гениальность актеров, на спектакли которых ходить необходимо. На такие, как «Двое на качелях» в театре Современник.
Ждем Вас в наших группах: Facebook / Twitter / YouTube / ВКонтакте.
«Двое на качелях» в Современнике