Atari продала Cryptic Studios
На западном рынке многопользовательских онлайн-проектов в последние недели развиваются драматичные события. Наибольшим образом они затронули поклонников MMORPG, созданных в американской студии – Cryptic. Подписчики таких игр, как Сhampions Online и Star Trek Online всерьез озаботились судьбой студии после того, как в последнем финансовом отчете французского издательства, Atari, было обозначено намерение компании продать Cryptic Studios в срочном порядке.
Напомним, Cryptic Studios была основана в 2000-м в США двумя бизнесменами и обычными поклонниками ролевых игр – Майклом Льюисом (Michael Lewis) и Риком Дэканом (Rick Dakan). Им очень хотелось сделать игру о супергероях, а на помощь пришли разработчики одного из подразделений Atari, покинувшие компанию. Позднее к ним присоединился Джек Эммерт (Jack Emmert), который взял на себя функции написания игровых сценариев и поддержки гейм-дизайна.
Творческая история Cryptic началась в 2002-м году, когда компания договорилась с корейской NCSoft об издании игры City of Heroes (2004). Немного позже в дополнение к ней отправилась City of Villains (2005), чтобы герои этих двух приложений могли выяснять отношения в PvP-зонах. За следующие два года разработчики выпустили десять бесплатных обновлений для данного проекта, после чего продали права на него все той же NCSoft. Гейм-дизайнерам, занятым в этой работе, пришлось перебраться к новому начальству и обосноваться в коллективе Paragon Studios.
Cryptic Studios всегда славилась умением находить общий язык с деловыми партнерами. В 2006-м году ее руководители договорились с издательством комиксов, Marvel Entertainment, о разработке игры – Marvel Universe Online, продвижением которой должны были заняться в Microsoft Game Studios при наличии планов доставки продукта на консоль Xbox 360. Мировой финансовый кризис, начинавшийся в тот период, внес свои коррективы в происходящее, и проект был преждевременно закрыт.
Разработчики тогда навестили Hero Games, где обзавелись лицензией на вселенную настольной игры – Champions (1981). Так, родилась концепция Champions Online (2009). Руководить ее созданием пригласили бывшего ветерана Blizzard Entertainment – Билла Ропера (Bill Roper), который незадолго до этого миновал цепочку экономических неудач в собственном бизнесе. Новый проект Cryptic Studios позволил компании в полной мере использовать возможности собственного графического движка и исследовать его потенциал.
Champions Online сохраняет свою аудиторию по сей день, и гейм-дизайнеры регулярно радуют ее новым контентом. В 2011-м году проект перешел на рельсы модели «Free-to-Play» вместо платной подписки. Таким образом, пал еще один бастион классической абонементной оплаты в пользу схемы, позволяющей играть бесплатно в свое удовольствие, оплачивая только покупки во внутриигровом магазине.
Другим значимым релизом Cryptic Studios стал проект Star Trek Online (2010). Лицензию на него разработчики подобрали у обанкротившейся Perpetual Entertainment из США, которой и четырех лет не хватило до того, чтобы привести проект в рабочее состояние. В Cryptic сделали почти невозможное: всего за два года они изготовили данную MMORPG, получили все необходимые права на вселенную у самой CBS Corporation, владеющей брендом – «Звездный Путь». Без разрешения ее американских юристов ни один продукт под маркой Star Trek никогда не попадет в продажу.
Разработка Star Trek Online началась в 2008-м году, и уже к тому моменту Cryptic Studios накопила определенные долговые обязательства, поэтому искала стратегического инвестора. Им с радостью стало европейское издательство Atari, которое не следует путать с той оригинальной Atari, что прославилась достижениями на рынке игровых автоматов во второй половине прошлого века. Современная Atari – это лишь старый бренд, подхваченный парижской Infogrames для развития собственного бизнеса в начале 2000-х гг.
Atari предоставила необходимые финансовые ресурсы, однако гейм-дизайнерам пришлось поторопиться и выпустить Star Trek Online как можно скорее. Если бы они сделали это сейчас, то результат получился бы более продуктивным, но управляющие из Atari были не готовы к очередным задержкам. Сразу после выхода новой MMORPG от Cryptic Studios на нее обрушился шквал зарубежной критики. Ажиотажный спрос на старте, между тем, обеспечивался за счет многомиллионной аудитории заинтересованных «трекки» – так в мире называют поклонников «Звездного Пути».
Читайте далее об успехах и неудачах Star Trek Online.