«Милый Ханс, дорогой Петр». Интервью с Александром Миндадзе
Режиссер Александр Миндадзе в эксклюзивном интервью нашему изданию рассказал о съемках картины «Милый Ханс, дорогой Петр» из конкурсной программы 37-го ММКФ.
- Помогало ли Вам при создании фильма то, что Вы же были и его сценаристом?
- Да. Более того, я всегда, всю жизнь писал экран, т.е. это была визуальная работа, в то время назывался такой подход виртуальной прозой. И в данном случае, я писал экран. Я его видел, я видел эту картину, и уже эту картину снимал. Я был подготовлен к тому, что хотел выразить, приблизился к собственному замыслу.
Другое дело, что во время съемок, когда человек предполагает, а жизнь располагает, приходилось в том числе и вносить какие-то корректировки, но, в принципе, сценарная работа была в начале. Я занимался сюжетом около года. Затем мы ждали возможности съемок. Все прошлое лето, с июня по начало сентября, длился съемочный процесс.
- Вам хотелось, чтобы сюжетных немцев играли именно немецкие актеры?
- Верно. Это – единственное, что я четко знал изначально, что немцев должны играть именно немцы. Со своей пластикой, мимикой, органикой, психикой и прочее. Это не так, как у нас раньше в советские времена, на немецкие роли брали прибалтийских актеров, которые, в основном, играли отрицательных героев. Здесь все, конечно, по-другому.
- Главную роль получил Якоб Диль. Легко ли было найти его на кастинге?
- Проводили кастинг путем проб и ошибок. Очень долгий был поиск, пробы в Германии занимали немало времени, но я увидел его на фотографии, затем в театре, мне сказали, что он сотрудничал с Кириллом Серебренниковым. Я позвонил тому, получив самые лестные отзывы. Безусловно, меня это убедило, я решил с ним поработать, мы его вызвали в Москву, он прошел кастинг и стал нашим Хансом.
- Готовы ли Вы к тому, что некоторые кинокритики и зрители могут отрицательно отнестись к Вашей новой работе?
- Вы знаете, это – очень сложный вопрос. Какой-то зритель иной раз ходит в КОнсерваторию, а другой не ходит в консерваторию, а некоторые любят поп-музыку. В этом нет ничего обидного или плохого. Просто диффернцируется человек, который хочет не только воспринимать, но как-то и включаться, работать над собой – таков мой зритель.
Предугадать дальнейшее всегда сложно. Когда ты работаешь, ты не расчитываешь на то, как это будет воспринято. Потому что если ты начинаешь работать не на себя, не на то, что ты экранизируешь самого себя в данную минуту, а думаешь о ком-то другом, то ты точно потерпишь неудачу.
- Расскажите о записи саундтрека для картины.
- Важно было поступить с музыкой так, чтобы она не была иллюстрацией. Это для меня закон и, например, в предыдущих картинах у меня, вообще, не было музыки. Кроме бытовой, которая, знаете, там играет себе из приемника в автомобиле. В этой картине мне понадобилась музыка, и я работал с композитором, с Валерием Сивером, кроме того, там использованы разные музыкальные фрагменты. Музыки у нас мало, но она звучит точно в тех местах, где, как мне показалось, это очень необходимо.
- Как Вы готовились к съемкам?
- Это – довольно тщательная работа. Конечно, не буквально, так сказать, знаете, но у меня этнографическое и трепетное отношение к деталям, как у выдающегося Германа-старшего, и, на мой взгляд, мы были очень внимательны, изучали фотографии, архивы, строили, исходя из того, что видели, находили по фотографиям того цеха, плавильных печей, аналогично работали и с костюмами.
Очень хорошие художники работали над картиной. Художник-постановщик Кирилл Шувалов, замечательный, и Екатерина Химичева – прекрасная. Долго они изучали всякие книги, смотрели снимки, чтобы добиться результата.
- Чем Вы планируете заняться в будущем?
- Этот вопрос я часто задаю сам себе. Сейчас совершенно не в состоянии на него ответить, потому что какие-то поползновения к чему-то новому у меня есть всегда, но самое главное для меня – это оторваться от данной картины. Каждый раз, начиная работать над вещью, только собираясь, главное – потом суметь уйти. Начинаешь что-то создавать и видишь, что это – продолжение того, что ты только что сделал, поэтому надо немного остыть и, что называется, прийти в себя, а потом уже решать, куда пойти дальше.
- Спасибо за ответы, Александр Анатольевич!
Ждем Вас в наших группах: Facebook / Twitter / YouTube / ВКонтакте.
«Милый Ханс, дорогой Петр». Интервью с Александром Миндадзе