41 ММКФ: Воскресенье
Драму «Воскресенье» представили в Москве.
Фильм «Воскресенье» (2019) получил свою Презентацию и Премьеру в программе «Основной конкурс» 41-го ММКФ. О нем рассказали режиссер и актеры, посетившие мероприятие. Среди них были продюсер Сабина Еремеева, режиссер Светлана Проскурина, актеры Алексей Вертков и Вера Алентова.
Второй отечественной картиной смотра стала драма Светланы Проскуриной об одном дне из жизни провинциального чиновника. По сюжету, главный герой получает утром записку с угрозой, но не придает ей значения из-за накопившихся проблем разного плана. Он следует решать семейные и личные вопросы, уделяет время работе, но не просчитывает всех последствий. Тем более, в окрестностях развернулся новый экологический протест, а любовница чиновника погибает еще в начале фильма, выбросившись из окна. Другими словами, у этого персонажа очень много проблем и недоброжелателей. С главными актерами также снимались Владимир Ильин, Александра Ребенок, Илья Викторов, Максим Битюков, Елена Мольченко, Агния Кузнецова, Марина Брусникина, Мария Леонова и другие.
Продюсер Сабина Еремеева напомнила, что фильм является ее третьей совместной работой с режиссером, не считая документального кино. Идея картины пришла из их разговоров и совместных обсуждений, а затем Светлана Проскурина предложила продюсерам сценаристку Екатерину Тирдатову, знакомую Сабине еще по ВГИКу. Первоначальная идея сюжетабыла связана с последним романом Льва Толстого «Воскресение», но после знакомства с Екатериной от этого решили отойти. Светлана Проскурина пояснила:
«Это перестало быть «Воскресением» и Толстым, но воздушная подушка разговора про личный путь отчаяния от самого себя все время была с нами и нами двигала. Я известна своей скурпулезной работой над сценариями и огромным количеством правок, но в тексте Екатерины Тирдатовой не поправила практически ни одного слова». Я тотально вмешиваюсь в сценарии, даже если это Сигарев или Ваня Вырыпаев. Это не произвол, просто нужно приспособиться внутри, поэтому я неизбежно все поправляла. Здесь случилась странная вещь – ни единого слова, ни единой сцены после Кати я не поправила. Единственная реплика, которая была добавлена, – это реплика «Ты на кладбище был?», на которой настояла Вера Алентова».
Вера Алентова играет в фильме пожилую умирающую женщину – мать главного героя. В картине она снималась без грима. Актриса с интересом отнеслась к роли:
«Я люблю, когда мне предлагают что-то интересное. Меня дома называют «Человек по имени нет», потому что я далеко не на все соглашаюсь, и была такая смолоду. Я считаю себя в основном театральной актрисой, и в театре соглашаюсь на самые смелые вариации. А в кино это – мой второй такой опыт. Первый был у Кости Худякова в сериале «Такая короткая долгая жизнь», где я играла деревенскую женщину, такую некрасивую, страшную, но это неважно, она была изумительным человеком. В данном случае, я играла человека умирающего. Было понятно, что я уже, мягко говоря, не молода и придется блистать лицом, какое оно есть, еще немного даже прибавят. Мне было любопытно. Во-первых, я люблю режиссера Светлану Проскурину, а, во-вторых, меня давно интересуют проблемы, которые переживает моя героиня».
«Воскресенье» – фильм о том, «как деформировалась очень русская тема лишнего человека», и главный герой, чиновник, и его мать, и даже водитель – каждый из них «заражен этой лишностью, как корью». При этом режиссер подчеркнула, что ей было совершенно не важно, кем работает главный герой, она не концентрируется в своих картинах на профессиях персонажей. В ленте «Случайный вальс», например, вообще непонятно, чем занимается героиня Аллы Соколовой. Вот, и здесь Проскурина вместе с исполнителем главной роли Алексеем Вертковым, «ни секунды не говорили о том, что он играет чиновника», а сам актер, как отметила режиссер, привнес в картину «свой сюжет, какую-то свою усталость». Алексей Вертков согласился:
«Эта роль интересная безусловно. Мы не делали акцент на чиновнике. Это – человек, который несет ответственность за перерождение парка, в чем главная драма и возникает. Мы пытались создать образ этого человека – вот и всё, а то, что он – чиновник или чиновник-жертва, об этом я точно не думал».
Режиссер добавила, что ее в фильме интересовала в первую очередь иррациональная мощь денег. Дело не в том, что герой деньгами решает вопросы, ему важно ограничить мир и сделать его независимым – все понимая и ничего не предпринимая. Это – очень русская черта. Он абсолютно бездейственен, но в какую бы ситуацию он ни попадал, он двигает действие. Очень важно, по ее словам, было вспомнить Федора Михайловича и его фразу о том, что русский человек без Бога, а с вопросами про деньги – это беда. По словам Светланы, вся энергия денег работает, и люди постоянно слышат о том, что должны быть успешными.
Оператором картины выступил 27-летний Артем Емельянов, который вошел в уже сложившуюся за долгие годы совместной работы команду. Однако, по словам режиссера, сделал совершенно «чудесную работу». Картина будет выпущена в российский прокат компанией «ПРОвзгляд», которая работала над предыдущим продюсерским проектом Сабины Еремеевой – фильмом «Кислота» Александра Горчилина, а также прокатывала ленту «Аритмия» Бориса Хлебникова. Однако в прокат фильм, в котором сейчас есть несколько нецензурных выражений, выйдет в версии без мата – согласно российскому законодательству. Что, конечно, не совсем устроило съемочную группу картины. Вера Алентова пояснила:
«Есть вещи, которые иначе не скажешь. Будет неправдой, если эта дама – моя героиня – станет говорить по-другому. Или есть монолог Хаева у Серебренникова про молодое поколение – я понимаю, что можно сказать это только матом, иначе это будет неправдой. А неправду вы сразу почувствуете. Так что мне жаль, что в прокат выйдет несколько иная версия нашей картины. Для меня табу такого рода нет, если это, действительно, иначе не скажешь, а мат ради мата я в серьезных картинах и не встречала».
Тем не менее продюсер Сабина Еремеева уверена, что «Воскресенье» сможет найти своих зрителей в кинотеатрах. Она назвала будущих зрителей небольшой долей, но при этом понимающей, думающей аудиторией. Выразила надежду, что на показы придут молодые люди для серьезного осмысления через художественное восприятие, чтобы они, в свою очередь, задумались о будущем страны и связи поколений:
«Эта картина для меня важна, потому что происходит определенная самоидентификация с героем, я понимаю его и сочувствую ему. Мы одного с ним поколения, в том возрасте, когда жизнь налажена, а смысл утерян, или он сбивается. И важна связь поколений. Здесь есть родители, которые превращаются в детей, и мы о них заботимся, но есть и будущее поколение, с которым нарушена коммуникация. И для меня эта картина, в том числе, – способ задуматься, как нам коммуницировать с будущим, при этом разбираясь с собой».
После презентации гости лично представили фильм первым зрителям со сцены большого зала кинотеатра «Октябрь» в рамках светской премьеры 41-го ММКФ.
Ждем Вас в наших группах: Facebook / Twitter / YouTube / ВКонтакте.
41 ММКФ: Воскресенье