40 ММКФ: 12-й человек
Драма «12-й человек» представлена в Москве.
Фильм «12-й человек» (2017) режиссера Харальда Цварта получил свою Презентацию в секции Основной Конкурс 40-го ММКФ. Нидерландский постановщик давно известен в индустрии кино на западе и успел поработать в Голливуде. В частности, он отвечал за проекты «Агент Коди Бэнкс», «Розовая пантера 2», «Орудия смерти: Город костей». На этот раз он привез в весеннюю Москву суровую заснеженную драму на военную тематику. Главные роли в ней исполнили Томас Гуллестад и Джонатан Риз Майерс.
Сюжет рассказывает о выживании и подвиге одного человека. В составе группы норвежских десантников Ян Болсруд пытается добраться на небольшом судне к немецкой базе авиации, но лодку перехватывает немецкий корабль, и многие его сотоварищи погибают. Оказавшись на берегу, на территории врага, выбор у Болсруда небольшой – погибнуть, попасть в плен или добраться до шведской границы, которую немецкие части не рискнут перейти. Героя преследуют немецкие солдаты и контрразведка с участием главного злодея. Однако еще большую опасность представляет жестокая природа – снежные бури, горы, дикие животные. Все же Болсрудом движет желание сохранить свободу и вернуться на родину.
Лента снята по книге Давида Говарта «Мы умираем одни», на основе которой также была создана картина «Девять жизней» Арне Скоуэна, в 1958 году представлявшая Норвегию в оскаровской номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Харальд Цварт отметил:
«Фильм Арне Скоуэна очень известен в Норвегии. Мы купили права на книгу Говарта. Я знаю, что Ян Болсруд как раз был недоволен тем, как был изображен его герой в «Девяти жизнях». Он всегда считал, что те, кто его спас, были большими героями, чем он сам. Нам показалось, что мы можем снять историю по этой книге еще раз».
Он признался, что готовился к работе над фильмом около 15-ти лет – в том числе плотно работал с писателем Давидом Говартом, который говорил о том, что в фильме важно показать не только Болсруда, но и тех, кто его спас. Вся история, описанная в книге, полностью реальна, и вся она вошла в фильм. Единственным исключением в фильме лишь стал более драматический финал. Харальт Цварт подчеркнул, что старался создать ленту, которая сможет заинтересовать несколько поколений зрителей:
«Я думал о том, как молодому поколению рассказать о войне. У меня есть отец, который застал войну ребенком, у меня есть дети, которые уже практически ничего не знают о войне. Я понимаю, что скоро поколение, которое помнит войну, уйдет. И важно дать молодым людям понять, через что прошли эти люди, чтобы и они потом больше ценили свободу. Молодые зрители сейчас смотрят в кино комиксы Marvel и прочую чепуху, а я хотел создать картину, которая будет интересна и им, и моему поколению, и поколению моего отца. Я не претендую на то, что этот фильм лучше советского кино о войне. И я, например, во время работы вдохновлялся «Ивановым детством» Тарковского. Русский кинематограф – потрясающий!».
Старшие родственники режиссера были участниками военных действий, прошли концлагерь. Поэтому Харальду Цварту так близка тематика ленты. Однако он признался, что никогда в жизни не переживал такого страха, как люди, ставшие участниками Второй мировой войны. Поэтому такой страх было очень сложно передать в картине:
«Мне кажется, тогда люди шли на все ради спасения своих близких и своего государства, ради своей свободы и ради свободы всех, кто живет с тобой в одной стране. Думаю, это чувство было даже сильнее страха. И в фильме было очень сложно это передать изобразительными средствами. Ян Болдсруд – символ норвежского сопротивления. Во время работы над фильмом мы постоянно задавали себе вопрос, что же держало его на плаву, что толкало вперед. Не могу сказать, что мы смогли найти однозначный ответ. Сам Ян был человеком довольно скромным, особо не говорил об этом.
Есть такая история из его детства, которая, возможно, проиллюстрирует его характер. Ян был маленьким, когда у него умерла мама, и он в юном возрасте понял, что такое ответственность за семью. Однажды он катался на лыжах с отцом, упал и сломал себе ногу, но не стал рассказывать об этому отцу сразу, чтобы его не расстраивать, и еще какое-то время катался».
Съемки фильма проходили на севере Норвегии, где довольно суровые природные условия. Объективы постоянно запотевали, оборудование отказывалось работать. Если время восхода и захода солнца съемочная группа учитывала сразу, то время приливов они не рассчитали, и в один из дней пришли снимать сцену на пляже, а пляжа в тот момент не было. Тем не менее из-за небольшого производственного бюджета отставать от графика съемок группа не могла, снимали все в срок, даже в суровых погодных условиях:
«Для того, чтобы как-то согревать актеров, у нас была большая передвижная горячая ванна, куда актеры после дублей бежали согреться. Есть даже ряд таких смешных фотографий со съемок, когда актеры в костюмах нацистов и актеры, играющие норвежцев, сидят все вместе в одной ванной».
Одну из ролей в ленте сыграл Джонатан Риз Майерс, а вот главную роль исполнил непрофессиональный актер Томас Гуллестад, который, на самом деле, является очень популярным норвежским диджеем. Режиссер рассказал, что долго искал исполнителя главной роли, и многие из профессиональных актеров пытались играть крутых парней, а Томас нет. Тем не менее, чтобы утвердить Гуллестада с продюсерами, Харальд Цварт заставил его снять несколько проб и даже записать отрывок мокрым на улице. С этим Томас справился, и, в итоге, получил главную роль.
После презентации гость из Нидерландов представил фильм первым зрителям со сцены большого зала кинотеатра «Октябрь» в рамках отдельной Премьеры.
Ждем Вас в наших группах: Facebook / Twitter / YouTube / ВКонтакте.
40 ММКФ: 12-й человек